Заглавие на дне впервые появилось на афишах художественного театра горький долго искал своему кратко

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. В 1902 году Горький написал На дне. Единственное, с чем Горький долго не мог определиться, – это название. Среди вариантов были: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный, знакомый всем нам вариант появился на афише премьеры в Московском Художественном театре. У Горького было несколько вариантов названия пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Название «На дне» появилось впервые на афишах МХАТ. Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне».

Почему Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы на дне жизни?

На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Обоснуйте свое мнение о том, является ли название пьесы Горького традиционным. Также отметьте, что заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра, и Горький долго искал подходящее название для своей пьесы. Над пьесой «На дне» Максим Горький трудился два года. Автор хотел создать «босяцкую» пьесу, действующими лицами которой были бы исключительно представители социальных низов. Драма «На дне» появилась в один год с пьесой «Мещане», в произведении писатель продолжил тему «бывших» людей. Название «На дне» появилось не сразу, первоначально Горький хотел назвать пьесу «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл.

Почему Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы на дне жизни?

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Смысл названия пьесы «На дне» олицетворяет социальное положение всех действующих лиц произведения. Первое впечатление название даёт неоднозначное, так как нет конкретного упоминания, о каком дне идёт речь. Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. Смысл названия «На дне» В 1902 году Горький написал На дне.

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца». Именно так, примитивно, восприняла «На дне» царская цензура. Она долго не пропускала драму за ее резко критическую направленность. Такого героя в ночлежке Костылева, на «дне» жизни Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать «На дне» как социально-философскую и социально-бытовую драму.

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Почему горький остановился на названии на дне. Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». совершили что-то удивительное". Премьера "На дне" в МХТ состоялась в собственном здании театра в Москве спустя четыре с половиной месяца после ее создания. В печати пьеса появилась на полтора месяца позже. совершили что-то удивительное". Премьера "На дне" в МХТ состоялась в собственном здании театра в Москве спустя четыре с половиной месяца после ее создания. В печати пьеса появилась на полтора месяца позже.

Действие первое

  • Смысл названия «На дне. Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим) - Мир фактов
  • История создания пьесы максима горького на дне. История создания пьесы на дне горького
  • История создания пьесы Максима Горького “На дне”
  • Почему Максим Горький назвал свою пьесу «На дне»? | Культура | ШколаЖизни.ру
  • Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы — «На дне жизни»?

Почему пьеса на дне имела большой успех. «НА ДНЕ» История создания

Такого героя в ночлежке Костылева, на «дне» жизни Горький явно не находит. Поэтому логичнее будет рассматривать «На дне» как социально-философскую и социально-бытовую драму. Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда. У Горького было несколько вариантов названия пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Название «На дне» появилось впервые на афишах МХАТ.

Максим Горький 3 страница

Так барон - обнишавший аристократ, который живёт прошлым и не может приспособиться к настоящему и будущему. Горький указывает на то, что за воровство его посадили в тюрьму и после выхода из неё человек потерял всякий смысл жизни. Так и Сатин, был телеграфистом в прошлом и тоже совершил преступление, заступившись за сестру, убил человека, за что отсидел в тюрьме. Сатин озлобился на жизнь, так как ночлежка была его единственным местом жизни. В диалоге участвует и Бубнов - картузник, который никогда не имел собственного дела и всегда работал на кого-то. Автор отмечает Актёра, который в прошлом был актёром, но из-за постоянного пьянства его выгнали из театра, но из конца пьесы мы узнаём, что он кончает жизнь самоубийством.

Горький собирался назвать пьесу "На дне жизни", потому что собирался отразить проблемы бедноты, тех кто оказался не востребован в жизни, но принял решение изменить название пьесы на "На дне", чтобы придать ему более глубокий философский смысл. Теперь писатель хотел отразить не только социальные проблемы, но и нравственные проблемы личности.

Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев. Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером. Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки. Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации: Больной Анне, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, он говорит, что после смерти она вдоволь отдохнет. Актеру, который собирался прочесть Луке стихи перед тем, как пойти пропивать то, что выиграл Барон в карты, но забыл, старец советует обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер уверяет, что стоит ему побыть трезвым пару дней, и он все вспомнит и без помощи. Дважды Лука пытается помочь Пеплу. Первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старец убеждает, что в Сибири сильным да умным живется «как огурцам в парнике».

Когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и взамен получить Наташу, Лука советует не слушать ее, а уйти из ночлежки с любимой. Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями: Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука. Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща. В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену. Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать. Действие третье Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий: Разговор на заднем дворе ночлежки.

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа. Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру. Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует. Ссора между Пеплом и Василисой.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом. Костылев ссорится с Лукой.

Вот что говорит Бубнов о своем прошлом: «Я вот - скорняк был... Руки у меня были такие желтые - от краски: меха подкрашивал я, - такие, брат, руки были желтые - по локоть!

Я уж думал, что до самой смерти не отмою... А теперь вот они, руки... А талант - это вера в себя, в свою силу... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Всю жизнь в отрепьях ходила...

Одни из них смирились со своей участью, так как понимают, что изменить уже ничего нельзя. Например, Актер. Он говорит: «Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Ты думаеш, я не вырвусь отсюда? Если мы обратимся к диалогам 1-го действия, то увидим атмосферу недоброжелательства, душевной черствости, взаимной неприязни. Все это создает напряженную обстановку ночлежки, в ней поминутно рождаются споры.

Причины этих споров на первый взгляд совершенно случайны, но каждая- свидетельство разобщенности, отсутствия взаимного понимания героев. Так, Квашня продолжает начатый за сценой никчемный спор с Клещом: она отстаивает свое право на «свободу». Да будь он хоть принц американский - не подумаю замуж за него идти». Сам Клещ постоянно отгораживается от давно и смертельно больной жены Анны. Время от времени бросает в адрес Анны грубые и черствые слова: «Заныла», «Ничего,. Его действия по отношению к ней: «...

Рычит, никого не пугая, проспавшийся после обычного для него опьянения Сатин. Актер нудно повторяет одну и ту же фразу о том, что его организм отравлен алкоголем. Ночлежники постоянно пререкаются между собой. Использование бранной лексики является нормой общения их между собой: «Молчать, старая собака! Подите вы к чертям! Анна не выдерживает и просит: «Начался день!

Бога ради... Он приходит, чтобы проверить, не прячет ли Пепел его молодую жену Василису у себя. С первых реплик вырисовывается лицемерный и лживый характер этого персонажа. Он говорит Клещу: «Сколько ты у меня места занимаешь в месяц... А я на тебя полтинку накину,- маслица в лампаду куплю... А долг твой мне - это так и есть долг!

Значит, должен ты мне его возместить... Индивидуализируя речь героев, Горький создает колоритные фигуры обитателей «дна». Бубнов вышел из социальных низов, потому понятно его тяготение к пословицам и поговоркам. Например, «А кто пьян да умен - два угодья в нем». Сатин любит словесную игру , употребляет в речи иностранные слова: «Органон... Речь лицемера и стяжателя Костылева насыщена «благочестивыми» словами: «добро», «благо», «грех».

Первое действие пьесы чрезвычайно важно для понимания всей пьесы. Насыщенность действия проявляется в людских столкновениях, Стремление героев вырваться из пут «дна», появление надежды, нарастающее ощущение у каждого из обитателей «дна» невозможности жить так, как жили до сих пор, - все это подготавливает появление странника Луки, сумевшего укрепить эту иллюзорную веру. В своей пьесе «На дне» М. Горький открыл перед зрителем новый, доселе не известный на русской сцене мир - низов общества. Она явилась свидетельством неблагополучия современного социального строя. Пьеса вызывала сомнение в праве этого строя на существование и звала к протесту и борьбе с той системой, которая делала возможным существование такого «дна».

В этом заключался источник успеха этой пьесы, о котором современники говорили, что никакие эпитеты - колоссальный, грандиозный - не могут измерить подлинного масштаба этого успеха. Как изображается место действия в пьесе? В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окна, как будто ищет среди подвальных обитателей людей «Везде по стенам - нары» Своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ Укромное место только у Анны Везде грязь Третье действие Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте» Темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек Четвертое действие Происходят существенные перемены Перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Но последний «акт» драмы совершается все же на пустыре — там удавился Актер Герои пьесы Что является предметом изображения в пьесе?

Предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни Каков конфликт драмы? Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней: Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники. Этот конфликт никак не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Какого рода еще конфликты выделяются в пьесе? Есть традиционный любовный конфликт.

Он становится гранью социального конфликта, показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние наблюдатели. Все герои участвуют в конфликте… Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обычной жизни , сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переносится в внесобытийный ряд.

Это характерно для философской драмы. Жанр пьесы — социально-философская драма «Во что веришь — то и есть» Роль Луки в пьесе. Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки? Какая сцена является завязкой конфликта? Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки? Что мы знаем о Луке?

Каким образом Лука действует на ночлежников? Врет ли ночлежникам Лука? Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки? На какие группы можно разделить героев пьесы? В чем сакральный смысл имени «Лука»? Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке? Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Вопрос о правде Что понимают под «правдой» герои? Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки?

Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Он вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие полилог пьесы. Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова, прокомментируйте их. Какие ремарки характеризуют Бубнова? Человек — вот правда!

Правда — бог свободного человека! Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого писателя. Пьеса «На дне» отразила переломный момент в судьбе самого автора. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х, был назван «социалистическим реализмом» Горький. На дне 1. Что привело их туда?

Какой еще конфликт выделяются в пьесе? В чем его своеобразие? В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев? Кто из персонажей противопоставляет себя остальным? Кто такой Лука? Каким образом действует он на ночлежников?

Врет ли он им? Как обитатели ночлежки относятся к его словам? Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление? В чем влияние Луки на ночлежников? Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

А нужна ли правда вообще?

Анализ «На дне» Горький

Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй — Бубнов — тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов — равнодушный циник. Для него понятны только факты, они — «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова — жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом.

Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его «Не обижай человека! Вопрос Каков конфликт драмы? Ответ Конфликт этой драмы социальный.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью — Настю, на профессию — Актера, на былой комфорт — Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство — Пепла, беспробудный запой — Бубнова, проституцию — Настю. Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим? Ответ Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов. Вопрос Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь.

Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

А Клещ , всю жизнь честно работавший слесарем, несмотря на свое исключительное трудолюбие, никак не мог вырваться из нищеты. Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда. И автор стремится показать своим читателям, как людям живется в таких условиях. На первый взгляд кажется, что постояльцы ночлежки для бедных и не живут вовсе, а лишь существуют. Они вынуждены ютиться в темном подвале с обшарпанными стенами, спать на нарах и носить лохмотья.

Но на самом деле даже оказавшись в таком безвыходном положении, герои произведения ведут глубокие философские беседы.

Список использованной литературы 1. Аничков Е. Анненский И. Балухатый С. Критика о Горьком: Библиография статей 1898-1936. ОГИЗ, 1934. Басинский П. Горький М. Бялик Б.

А Горький-драматург. Изучение литературы в вечерней школе. Браже Т. Максим Горький: Pro et contra: Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. Чуковский К. Флоринский, С.

Теперь у них нет ни дома, ни семьи, ни маленьких радостей. Некоторые из персонажей не имеют даже имен — окружающие называют их по кличкам. Нескольких обитателей «дна» автор изображает тщательно, показывая их жизненные истории. К примеру, Барон Дебиль — бывший аристократ, состоял на службе, проворовался и угодил в тюрьму. Теперь барон подрабатывает сутенером у дешевой проститутки Насти. Телеграфный служащий Сатин убил мужа сестры, вступившись за ее честь. Он разочаровался в правосудии, разозлился на все общество, поэтому после отсидки в тюрьме оказался в ночлежке. Бывший владелец красильной мастерской Бубнов постоянно уходил в запои. В итоге оставил имущество жене и ушел в никуда. Клещ пьянством и побоями довел жену до тяжелой болезни, а после разорился на ее лечении. Актер тоже любит «горькую», из-за чего и потерял работу в театре. Васька Пепел пошел по стопам отца и пристрастился к воровству. Ночлежников объединяет негативное отношение ко всему миру, они с презрением относятся не только к чужой, но даже собственной жизни. Все они равнодушно вспоминают прошлое и не видят для себя перспектив в настоящем и будущем. Горький пытается показать, что на «дне» человек должен оставаться человеком, но одновременно изображает слабость обездоленных. Ночлежники озлобленные, слабовольные и больные люди, которые «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Таким образом, можно констатировать, что драму о босяках Горький назвал удачно, придав заголовку многозначительность. Разносторонние образы персонажей перекликаются с философскими размышлениями о назначении человека, о правде и свободе. Его герои действительно живут на «дне», в нечеловеческих условиях, но даже в похожей на пещеру ночлежке способны думать о высоком. В данном изображении проявился гуманизм писателя. Горького разворачивается в городской ночлежке? Горьким социально-философской драмы «На дне». Автор выбрал из множественно числа первоначальных вариантов именно это заглавие, хотя мог назвать пьесу «На дне жизни». Однако наименование... Написанное в 1901-1902 гг. Каков смысл названия пьесы «На дне»? Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его... Первоначально она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», но затем автор остановил... В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она — источник страхов, предвестник несчастья: «Гроза! Побежим домой! Почему в системе образов пьесы А. Чехова «Вишневый сад» нет главного героя Системе создания образов персонажей «Вишневого сада» характерна оригинальность. Здесь присутствует не один герой. При этом читатель сразу замечает отсутствие деления персонажей на положительных и отрицательных героев. Они все одинаково далеко... Горького «На дне» была написана в период, когда человек, в сущности, обесценился.

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

История создания пьесы максима горького на дне. История создания пьесы на дне горького В рукописи произведение называлось "Без солнца", "Ночлежка", "Дно, "На дне жизни". Окончательное название "На дне" впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве.
Сценическая история пьесы на дне. История создания пьесы на дне горького Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл.
История создания на дне м горький. История создания пьесы на дне горького Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда.

Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне»)

Разговоры о правде и человеческом достоинстве Пустырь между тёмной бревенчатой стеной дворовой постройки и серой стеной ночлежки. В окно ночлежки выглядывал Бубнов. Настя рассказывала о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон снова поссорился с ней, сказав, что история взята из бульварного романа. Лука увёл Настю, ласково утешая. Наташа призналась, что ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва. Барон ушёл мириться с Настей.

Вернулся Лука. Наташа спросила, отчего старик такой добрый. Лука заставил их выпороть друг друга розгами, а потом прожил с ними на даче всю зиму. Реклама Бубнов сказал, что врать не умеет и предпочитает говорить правду, как она есть. Тут Клещ закричал, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убежал. Лука задумчиво сказал Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказал о человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все уважают друг друга.

Эта вера помогала ему терпеть нищету и лишения. Однажды учёный доказал тому человеку, что праведной земли не существует, и тот повесился. Бубнов не поверил, рассмеялся и отошёл от окна. Лука заявил, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру: «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их. Пепел предложил Наташе уйти с ним, пообещав с её помощью измениться, бросить воровство. Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать… Девушка не верила Пеплу и не любила его.

Наконец она согласилась, но обещала повеситься, если Пепел её ударит. Лука подбодрил девушку: «ты ему нужнее, чем он тебе». Василиса подслушала их разговор и начала насмехаться над сестрой и Пеплом. Лука назвал её «ядовитой гадюкой». Реклама Костылёв узнал, что Лука собрался уходить. Он считал, что долг человека — не бродяжничать, а приносить пользу.

Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи». Лука возразил: есть люди, как урожайная земля — «что не посеешь на ней — родит», а таких, как Костылёв, и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгнал Луку из ночлежки. Бубнов считал, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотела его извести. Бубнов передумал убивать жену и ушёл, оставив свою кожевенную мастерскую.

Появились Сатин и Актёр, который целый день не пил. Сатин рассказал Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком. Пришёл Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а бездельничать стыдно. Тут все узнали, что Василиса искалечила сестру, ошпарив ей ноги.

Разъярённый Пепел толкнул Костылёва, тот упал и умер. Василиса назвала вора убийцей, а он крикнул, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решила, что они заодно и изувечили её, чтобы не мешала. Реклама Акт 4. После исчезновения Луки Ночь. Из ночлежки исчезли перегородка, за которой жил Пепел, и верстак Клеща.

Для проявления символического смысла Горькому понадобился человек иного порядка, который направил жизнь ночлежки в новое русло, прорубил в зарослях афоризмов босяцких философов отчетливую тропу, направил на стену платоновской пещеры резкий луч света, обозначил проблему, о которой уже больше столетия размышляют читатели и зрители. Социальная драма приобретает иной характер после появления Луки. Он присутствует в пьесе чуть более половины сценического времени: с середины первого действия, до конца третьего.

Но именно этот персонаж становится центральным в проблемной, философской сюжетной линии драмы. Лука — самый загадочный персонаж в пьесе. В отличие от других бывших людей, которые пунктирно воссоздают истории своей доночлежной жизни, он — человек без прошлого.

В его рассказах возникает лишь несколько деталей-намеков. Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было…» — признается он Пеплу д.

А историю о праведной земле он связывает с Сибирью, упоминая ученого-ссыльного. Даже имя персонажа загадочно-двойственно. С одной стороны, оно совпадает с именем третьего евангелиста.

С другой, Пепел обыгрывает его в негативном ключе: «Что, Лука, старец лукавый, все истории рассказываешь? В отличие от бегунов, которых он упоминает, уходящих, скрывающихся от мира, Лука полон интереса к людским судьбам, он воспринимает жизнь как зрелище. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают…» — такова его вторая реплика в пьесе, произнесенная сразу после приветствия.

И все дальнейшее его поведение демонстрирует, с одной стороны, бытовую предупредительность, внимание к людям особенно к больной Анне , с другой — способность, их глубокого понимания и утешения. В случайных обмолвках и интимных беседах он узнает и угадывает заветные мечты или страхи обитателей ночлежки и предлагает лекарство: надежду или утешение. Умирающую Анну он утешает надеждой на вечный покой и загробную справедливость: «Ничего, милая!

Ты — надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая.

Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!

Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница — тоже человек… и даже — рады, когда он лечиться желает! Зачем ты все врешь? Лучше надо жить!

Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» д. Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

Это вопрос не субъективный, а общефилософский…» Заметим, что Горький ставит вопрос асимметрично. Прямые антонимы истина — ложь; бездушие, жестокость — сострадание он заменяет сложной формулировкой: сострадание, доведенное до лжи, ложь как форма сострадания. Не забудем также, что в русском языке существует серьезное различие между понятиями «истины» и «правды»: в самой пьесе ни разу ни говорится об истине, зато многократно встречается «правда».

Наиболее отчетливо и резко эта проблема поставлена в рассказанной Лукой истории о праведной земле д. В народных легендах этот утопический хронотоп обозначается как Беловодье или невидимый град Китеж. Человек, которому вера в праведную землю помогала переносить жизненные тяготы, убивает себя, когда ему точно доказывают, что такой земли не существует.

Любопытно, как реагируют на нее другие персонажи. Праведная земля! Туда же!

В отношении к проповедям Луки персонажи довольно четко делятся на три группы. Они не затрагивают хозяев ночлежки, Медведева, Бубнова, Барона. Их принимают, в них верят Анна, Наташа, Актер.

Между этими крайностями оказываются Пепел и Сатин. Пепел, как мы видели, колеблется: начиная с недоверия, он все же отзывается на слова Луки. Умный шулер и циник Сатин лично не затронут речами Луки, но зато в большом монологе из четвертого действия демонстрирует понимание его позиции, но одновременно и ее ограниченность.

Первоначально пьесы называлась «Без солнца», что означало, что речь идет о людях, чья жизнь проходит без света, без смысла, без надежды. Действительно, жизнь героев превратилась в выживание, они смирились со своим положением и о спасении могут только мечтать. Это название не отражает весь смысл произведения, только отдельные его стороны. Далее Горький озаглавил данную пьесу «Ночлежка», но и это название было заменено.

Этот заголовок показывает только место действия, примерное социальное положение героев, но совершенно не передает смысл.

Задачи исследования: - исследовать историю создания пьесы «На дне» и выяснить ее жанровое своеобразие - изучить критические статьи, научную и научно-методическую литературу о данной пьесе - классифицировать критические статьи по времени их написания: советский и постсоветский периоды Объект исследования: пьеса М. Горького «На дне» 1902 Предмет исследования: судьба пьесы «На дне» в советский и постсоветский периоды Научная новизна исследования: многие ученые и литературоведы изучали пьесу М. Горького «На дне», занимались ее жанровым своеобразием, ее проблематикой, писали критику на данное произведение. В моей курсовой работе предоставлена классификация критических статей, по времени их написания, а именно изначально рассматривается критика пьесы в советский период, а затем ее критика в постсоветское время.

Жанровое своеобразие и проблематика пьесы М. Горького «На дне». Горького «На дне» 1902 трудная, но счастливая судьба. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты. Многие обсуждали эту пьесу и критиковали ее.

Не было однозначного отношения к собственному произведению у самого автора. На склоне лет М. Горький даже утверждал, что его пьеса «неудачна», «слаба сюжетно», называл ее «устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни». И все же прав был Л. Андреев, указывая на глубинный смысл пьесы, который невозможно до конца выразить аналитическим, рациональным словом: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ее ширине и глубине; всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть».

Драма «На дне» возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М. Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни.

История создания пьесы «На дне» М. Горького

Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне») В пьесе «На дне» Горький децентрализовал интригу и отказался от главного героя, найдя новое единство, объединяющее пестроту характеров, лиц, типажей. В основу сценического характера автор положил жизненную философию героя, его основную мировоззренческую установку.
Анализ пьесы "на дне". Выявление фактов и событий й Пьеса «На дне» 11 класс. История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. й отмечал, что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей».
АНАЛИЗ ПЬЕСЫ "НА ДНЕ". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? по пьесе На дне (Горький А. М.) 1902 год стал периодом написания М. Горьким социально-философской драмы «На дне».
История создания на дне м горький. История создания пьесы на дне горького Произведение Максима Горького «На дне» увидело свет в 1902 году. Оно было написано специально для труппы Московского художественного общедоступного театра.
"На дне": анализ пьесы, образы героев, постановки - Горький М. - Литература 20 века Название «На дне» впервые появилось лишь на афишах Художественного театра. По свидетельству И. А. Бунина, название пьесы Горькому подсказал Л. Н. Андреев: «Однажды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий