Наибольшую сложность представляют собой концерты

Наибольшую сложность представляют концерты для смешанной аудитории. А в зрительном зале чаще всего находятся дети и взрослые во время общих торжеств, праздничных концертов. Большое место в Пятом концерте занимают скерцозно-танцевальные образы, близкие ряду фрагментов «Ромео н Джульетты». Стихия изящной балетной тан-цевальности господствует во второй части Концерта, представляющей. яркое воплощение прокофьевского юмора. Запишите подобранное слово. АБОНЕМЕНТЫ на концерты, проходящие в Концертном зале имени П.И. Чайковского, можно приобрести во всех кассах Московской государственной академической филармонии.

История богослужебного пения

Занятия проводят концертмейстеры групп, а при необходимости подключается и дирижер оркестра. Работа над оркестровыми трудностями проводится и индивидуально, в ходе самостоятельной подготовки. Этот вид занятий играет неоценимую роль в обеспечении успешности оркестровой деятельности музыканта-духови ка в целом. Актуальность самостоятельных занятий обусловлена, прежде всего, необходимостью поддержания исполнительского аппарата в постоянной форме.

Особенно внимательного отношения требует состояние амбушюра. Режим самостоятельных занятий индивидуален, но одинаково важны для всех духовиков периоды подготовки к концертному выступлению и восстановление амбушюра после сильных нагрузок. Опытнейший оркестровый исполнитель — валторнист В.

Буяновский 5 — каждый раз после исполнения концертной программы в составе симфонического оркестра на следующее утро проводил несколько часов в классе с инструментом. С его слов, в беседе с автором данной работы, он «лечил» губной аппарат, поскольку исполнение на медном духовом инструменте программы концерта оркестра в двух отделениях, с полной отдачей, приносит амбушюру неизбежное переутомление. Подготовка к концертным выступлениям должна исходить из индивидуального опыта приведения исполнительского аппарата к пику формы на момент самого выступления.

Специфика концертной практики в том числе, в гастрольных поездках предъявляет к музыканту-духови ку особые требования по поддержанию исполнительского аппарата в форме. Характер репетиционной работы и концертной деятельности требует дифференцированн ого подхода к ресурсам исполнительского аппарата. Репетиционная работа имеет свою специфику, связанную с возможностью более детальной работы над музыкальным материалом и предварительного согласования исполнительских вопросов с дирижером и музыкантами других групп оркестра.

Кроме того, различен режим работы оркестрового музыканта-духови ка во время проведения корректурных, рабочих и генеральных репетиций. Корректурные репетиции требуют большого внимания и точного отражения в оркестровых партиях особенностей трактовки нотного текста. Во время проведения таких репетиций музыканты тратят много времени на согласование возможных исполнительских разночтений и уточнение текста оркестровых партий.

Особенно трудоемким является уточнение артикуляции и штрихов. Но это время окупается более конструктивной и предметной работой над произведением в ходе дальнейших репетиций. Целью генеральных репетиций является создание общего целого из детально проработанных в ходе рабочих репетиций фрагментов музыкальных произведений.

В режиме обычного дефицита репетиционного времени именно на генеральной репетиции произведение иногда только и проигрывается целиком. Работа в концертном и театральном оркестрах различаются по репертуару, по организации и характеру выступлений, по акустическим условиям оркестровой деятельности. Работа в театре, кроме того, связана и с гораздо более сложной структурой исполнительского ансамбля, в состав которого, кроме оркестровых музыкантов входят солисты, артисты хора, кордебалет.

Свою специфику имеет оркестровая деятельность музыканта-духови ка сценического оркестра музыкального театра, которая вполне могла бы стать предметом отдельного научного исследования. Оркестровую деятельность музыканта духового оркестра во многом определяет соотношение составляющих его оркестровых групп. Если симфонический оркестр состоит из четырех оркестровых групп струнные, деревянные и медные духовые, ударные инструменты , то духовой оркестр делится на пять групп следующим образом: деревянные инструменты флейты, гобои, кларнеты, фаготы , саксофоны, группа характерных инструментов валторны, трубы, тромбоны , основная группа саксгорны и тубы , группа ударных инструментов.

Это функциональное деление определяет различия в изложении оркестровой фактуры в партитурах для симфонического и духового оркестров и, следовательно, ему же подчиняется функциональное мышление музыкантов духового оркестра. С одной стороны, тембровые сопоставления в духовом оркестре не имеют такой контрастности как в симфоническом, с другой — выразительность звучания инструментов в духовом оркестре основана на несколько иных принципах сопоставления групп. Специфику деятельности музыканта духового оркестра отличает и гораздо большее количество игры в оркестровых партиях.

В них редко бывает такое большое количество пауз, как, например, в театральном оркестре, за время которых у музыкантов-духов иков амбушюр успевает даже «остыть», то есть выйти из рабочего состояния. Соответственно исполнительская деятельность в духовом оркестре связана с большими длительными нагрузками на исполнительский аппарат. Исходя из этой особенности, строятся и программы концертных выступлений духовых оркестров.

Хотя для музыканта-духови ка симфонического оркестра ответственное вступление после большого перерыва в игре представляет также определенную сложность. Опыт сценического исполнения автором данной работы «Траурно-триумфа льной симфонии» Г. Берлиоза в составе духового оркестра позволяет сделать вывод о том, что программа концерта в двух отделениях должна обязательно учитывать большую физическую нагрузку, которую испытывают музыканты-духови ки при исполнении этого произведения.

Еще одна специфическая особенность концертной деятельности духовых оркестров — выступления на открытом воздухе. Некоторые вопросы игры на «пленэре» рассматривались в других работах автора 6. Эту информацию вполне можно экстраполировать на игру в составе духового оркестра.

Стоит лишь добавить, что при игре на открытом воздухе исполнители на духовых инструментах находятся в совершенно разном положении. Различное направление раструбов труб, валторн, саксгорнов, деревянных духовых инструментов, не столь существенное в закрытом помещении с хорошей акустикой, становится причиной возникновения дополнительных исполнительских проблем при игре на открытом воздухе. Тем не менее, профессиональные музыканты духового оркестра добиваются выразительного звучания и в этой, достаточно сложной ситуации.

Духовой оркестр как нельзя лучше приспособлен для этих условий музицирования. В то же время, сегодня духовой оркестр стал «полем» для интенсивных поисков новой, музыкальной выразительности и вызывает повышенный интерес композиторов 7. Богатейшие звукокрасочные, колористические возможности духового оркестра позволяют достигать чрезвычайно тонкой образной выразительности путем создания новых, необычных тембров.

Кроме того, в современной духовой музыке инструменты используются весьма свободно — без скидок на ограниченность их технических возможностей. Иные условия оркестровой деятельности предоставляет музыканту-духови ку эстрадный оркестр. Описание всего разнообразия составов эстрадных оркестров не входит в задачи данной работы, но хотелось бы отметить определяющую роль в исполнительской деятельности музыкантов-духов иков этих составов совместной игры с ритм-секцией.

Если звучала грустная мелодия, то не стоит и дальше держать долгое время зрителей в минорной тональности других номеров. Организатору важно, каждый номер концерта ставить в выгодные для исполнителя условия. Важно, чтобы юный исполнитель испытал чувство радости от выступления и успеха. Концерт пройдет с успехом, если его программа составлена с учетом нарастания зрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера лучше распределить по принципу нарастания ближе к финалу. Немаловажно сразу же решить вопрос, с какого эффектного номера начать концерт, чтобы сразу захватить внимание зрителя, и каким ярким заключительным номером поставить «точку» в конце всего концерта.

Вялое инертное начало разочарует зрителя и в дальнейшем выправить программу и привлечь внимание к ней будет сложнее. А размытый, не запоминающийся номер в конце концерта может испортить впечатление от всего концерта, даже если его составляли неплохие номера в начале. Иногда несколько номеров в программе естественнее подать единым концертным блоком. Например, несколько номеров фольклорного жанра удобнее подать под одним каким-то знаком, объявив этот блок соответствующим образом. В одном концерте может сложиться несколько подобных блоков и при умелой мотивации интерес к программе не снижается. Сборный концерт, как правило, гибкий, мобильный.

В 2011 году — около 240 000 участников. В 2012 году около 307 000 участников. В 2013 году 692 000 участников.

Оборудование, необходимое для проведения опен-эйра, зависит от формата, размера и музыкального направления концерта. Если концерт предполагает наличие слушателей, для них могут быть организованы места для сидения. Для танцевальной музыки, наоборот, планируется танцплощадка.

Для небольшого концерта живой музыки например, выступления джаз-банда или ансамбля народной музыки достаточно только инструментов. Для мероприятия электронной, рок-музыки помимо инструментов необходимо дополнительное оборудование — усилители, колонки, микрофоны, которые используют электричество, например, от переносного генератора. Оперные фестивали опен-эйр часто проводят в естественных архитектурно-исторических интерьерах на территории замков, площадей и других достопримечательностей.

Самым известным из таковых является постановка оперы "Аида" у Египетских пирамид. Один из самых основополагающих моментов - правильно выбрать площадку под предстоящее мероприятие. Необходимо помнить, что надо разместить запланированное количество гостей, автомобили приехавших, оставить место под сцену и танцпол, отделить место для активного и пассивного отдыха.

Ну и конечно было бы неплохо, чтобы рядом были водоемы, причем достаточно крупные. Следует обратить внимание на то, что обычно к июлю леса наши официально закрываются из-за пожароопасной обстановки, и надо будет согласовывать данный вопрос. Площадка выбрана?

А теперь самый трудный шаг...

Звоните в администрации нескольких подходящих заведений и уточняйте даты, попробуйте договориться о скидках. Если концерт в будний день, получить скидку будет проще. Если вы планируете организовать концерт на центральной площади города, вам необходимо согласовать с администрацией. Обычно этого можно добиться только в том случае, если концерт приурочен к Дню города или большому празднику. Получить разрешение на проведение коммерческого концерта на площади очень сложно практически невозможно. Объявление Для того, чтобы привлечь внимание потенциальных посетителей к концерту, нужна реклама. Договоритесь с сайтами онлайн-продажи билетов. Вы можете воспользоваться услугами рекламного агентства, где можно заказать дизайн плакатов, билетов, арендовать стенды и рекламные щиты в городе, провести раздачу листовок на улице и т. Размещать рекламу в социальных сетях города и афиши концертов онлайн.

Также можно провести конкурс репостов с билетами в качестве приза. Мелкие организационные детали билеты, помощники, ведущие В вопросе о том, как организовать концерт артиста, важными нюансами являются мелочи, требующие много сил и времени. Если у вас нет помощников, пора их заполучить. Будет намного проще. Убедитесь, что у вас есть докладчик с хорошей дикцией. Хорошо, если это медийная личность. Если на площадке, где вы собираетесь разместиться, есть штатная музыкальная техника, уточняйте ее заранее. Будьте готовы принести свою собственную аудиосистему. Возможна аренда. Также проверьте качество печати билетов.

Если вы решили воспользоваться услугами рекламного агентства, проверьте это заранее. Если вы делаете билеты самостоятельно, выберите типографию и позаботьтесь о распечатке. Вам также следует договориться о встрече с артистами, их размещении в отеле и трансфере на концерт. Дополнительные электрогенераторы на случай аварийного отключения электроэнергии не будут лишними. После концерта не забудьте оплатить услуги всех участников, поблагодарить их и обменяться контактами в случае сотрудничества в будущем. Не огорчайтесь, если ошибетесь с первого раза. Полученный опыт поможет вам избежать их в будущем. Советы и рекомендации по организации успешного концерта Если вы планируете организовать большой концерт, чтобы он стал незабываемым событием, вам, конечно же, понадобится отличная музыка. Но, помимо этого, вам еще нужно обратить внимание на несколько очень важных аспектов. Взгляните на некоторые вещи, которые вам нужно сделать перед большой ночью.

Легкий доступ Если вы хотите, чтобы люди наслаждались вашим концертом, убедитесь, что доступ к вашему мероприятию простой, и им не нужно ждать более нескольких минут, чтобы попасть на место. Выберите удобное программное обеспечение для регистрации событий, такое как Oveit, которое позволяет организаторам мероприятий управлять событиями, регистрационными данными, отношениями с клиентами и денежными потоками. Oveit встроен в ваш веб-сайт, и его реализация так же проста, как копирование и вставка. Предконцертная активация Перед концертом вам понадобятся некоторые умные мероприятия, доступные для гостей, чтобы им не было скучно. Если у вас есть спонсоры, эта задача несложная — они могут сделать несколько приятных активаций для участников. Если нет, выберите простые, но эффективные методы. Вы можете сделать вырез в натуральную величину с группой, где люди могут делать фотографии для публикации в социальных сетях, или иметь коктейль-бар с напитками, вдохновленными песнями из вашего нового альбома. Еда и напитки Убедитесь, что у людей есть достаточный выбор еды и напитков в этом месте. Помните, они должны уметь есть это быстро и не слишком пачкать руки, чтобы вы могли есть бутерброды, попкорн, сладости и напитки. Хорошая идея — дать им что-нибудь бесплатно, например, бутылку холодной воды, если у вас концерт в летний день, или горячий чай, если сейчас зима.

Привлекайте толпу Во время концерта не стойте и не пейте. Конечно, люди любят вашу музыку, но вовлечь их в концерт — всегда хорошая идея. Например, дайте им светодиодные браслеты со светодиодами и радиоприемниками. Светом внутри браслета можно управлять с помощью программного обеспечения, которое посылает сигналы на браслет, например, инструктируя его загораться или мигать. Не говорите гостям, что это за браслеты на самом деле — просто скажите им, что это их билет на концерт. Затем, во время шоу, под особую песню вы можете включить их, создав особую и незабываемую атмосферу. Сделайте перерыв Если вы планируете петь более полутора часов, подумайте о перерыве. Это хорошо не только для вас, но и для вашей публики, потому что позволяет им получать дополнительные напитки и закуски, выкуривать сигарету или пользоваться туалетом, не пропуская ваших выступлений. Тем не менее, вы можете продавать компакт-диски и другие товары во время перерывов. After party для людей с VIP-билетами Обычно после выступления группа и коллектив празднуют успех концерта прямо на месте, чаще всего за кулисами.

Вы можете создать билеты особого типа, такие как VIP или Special Pass, которые стоят дороже обычных, но имеют определенные преимущества, такие как доступ к афтепати, организованной группой. Вы можете предложить им бокал шампанского и прекрасную возможность поговорить с вами, сфотографировать вас и провести с вами полчаса. Статья написана Майком Драганом. Майк Драган — соучредитель и главный операционный директор Oveit. Он ежедневно работает над созданием глобальной компании, ориентированной на технологии живого общения, как виртуальных, так и личных. Майк основал Oveit в 2016 году с целью улучшить то, как бренды доставляют своим клиентам живые впечатления, и теперь обслуживает более 3000 клиентов на 4 континентах. У Майка более 15 лет опыта в создании цифровых продуктов, уделяя особое внимание цифровым покупкам. Он работал с некоторыми из крупнейших потребительских брендов в мире, консультируя их по стратегии цифрового выхода на рынок. Он имеет две степени: одну в области международной экономики и одну в области компьютерных наук. Как организовать музыкальный концерт и повсюду понравиться поклонникам Создатели музыкальных мероприятий хотят, чтобы их аудитория почувствовала, что живое выступление — это спонтанное творческое проявление, но для этого требуются недели и месяцы подготовки.

В связи с появлением новых онлайн-форматов и концертов с социальной дистанцией, которые, скорее всего, находятся в разработке, вам понадобится дополнительная порция воображения.

ТОП-10 самых масштабных концертов в истории.

От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете, зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию. Музыкальное оформление концертной программы представляет определенную трудность. Это связано, прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления концертных программ почти не разработаны в культуроведческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. Прежде всего следует классифицировать музыку в концертной программе. Музыкальное оформление - это включение в программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм. Каждая концертная программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в концертной программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия. Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющий целью подготовить развитие основных эпизодов мероприятия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.

По своему функциональному значению музыкальный пролог может выполнять роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления - собрать внимание зрителей и ввести в общую атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела. Особенностью музыкального пролога-экспозиции является то, что он представляет собой лаконичный и емкий рассказ о событиях, которые будут раскрываться в основной части мероприятия с помощью произведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно-выразительного воздействия слово, хореография, кино, пантомима и т. Пролог имеет четкое структурное и сюжетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, заключительную часть, которая нередко служит переходом к первому эпизоду мероприятия. Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музыкально-пластическим плакатом, музыкально-сценической композицией, музыкальным видео-кинопрологом. Наиболее распространенной формой музыкального пролога является увертюра. В ней используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.

Интересным и выразительным музыкальным прологом может быть музыкально-пластический плакат, представляющий собой синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность такого пролога заключается в том, что содержание его воплощается в танцах и пластических движениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую направленность и сюжетное построение.

Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других.

Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта. Концерты принято подразделять на различные виды. Прежде всего, по их целевому назначению: Отчетные например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь , Конкурсные участие в смотре художественной самодеятельности , праздничные выступление в честь праздника, и в программе всего праздника , юбилейные юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т.

Занимаясь подготовкой концерта, организатору важно посмотреть на него и с других позиций. Концерты подразделяются и по месту постановки. Концерты подразделяются и по составу участников.

В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители вместе с исполнителями-любителями. В зависимости от числа участников концерты подразделяются на: сольные выступления одного исполнителя , групповые выступления группы исполнителей - ансамбль, коллектив и т.

Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Ответ: 1 2 4 Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы Ответ: 2 4 Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа. Ответ: 3 4 5 В стране Z проводится реформа образования Ответ: 4 5 В стране Z проводится реформа образования.

В нашей работе под «функциями» мы будем понимать определение А. Жаркова: «Основными значениями термина «функция», которые мы будем применять, являются, во-первых, «задача, назначение», а во-вторых, - «отрасль или вид деятельности». В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Поскольку мы исследуем, более подробно, эстрадный концерт функции организации концерта будем рассматривать опираясь на социальные функции эстрадного искусства, приведенные А. Функции концерта имеют непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от концертной деятельности социальный, общественно значимый эффект. Это целевые функции. Через них конкретизируется высшие назначение эстрады: обогащение культурной сокровищницы общества путем массового вовлечения граждан в углубленное освоение, а затем — и в созидание культурных ценностей. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский — это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Следовательно, рекреационная функция так же присуща концерту. По этому есть концертные программы, ставящие своей задачей главной задачей именно отдых, разрядку. Познавательная функция, которая проявляется в двух ипостасях: усвоении информации и эвристической деятельности — получение нового для себя знания в результате размышления, участия в программах и т. Функция практического преобразования влияет на зрителей, таким образом что концертные программы не просто отражают жизнь, а являются её элементом, звеном, средством эстетического воспитания, по причине того что они чрезвычайно привлекательны для самых широких слоев населения. Не менее важна функция общения в организации концертной деятельности.

И здесь эстрадное искусство способно превратить свободное общение в культурное». Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально-культурным потребностям населения. Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии», в нашей работе мы уже обращались к данному определению: «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром. Отметим тем не менее, что такое деление концертов подчас оказывается весьма условным. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров. Жарков в своей книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ. Эстрадный концерт - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения.

Поэтому эстрадный концерт — важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям [8, c. В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные. Дивертисментные сборные концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты — действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта. Тематические концерты строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение.

Как составить сценарий концерта

Концертные организации: Концертные организации и коллективы Немало грандиозных шоу было проведено, но есть и такие, которые надолго останутся в истории и памяти фанатов. Представляем ТОП-10 самых масштабных концертов. 10. Tokio Hotel.
Вопрос: Наибольшую сложность в продюсировании представляют собой концерты для … аудитории Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя.
Рок-колобок одна из форм культурно-досуговой деятельности.
Организации по организации концертов: Особенности организации концертов Ульяновск завешан афишами различных музыкальных мероприятий, довольно значительную часть которых, наряду со «Стасами Михайловыми» и «Нюшами», представляют собой концерты, так или иначе, связанные с рок-музыкой.
Организации по организации концертов: Особенности организации концертов Функции концерта имеют непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от концертной деятельности социальный, общественно значимый эффект. Это целевые функции.

Что такое инструментальный концерт

Большое место в Пятом концерте занимают скерцозно-танцевальные образы, близкие ряду фрагментов «Ромео н Джульетты». Стихия изящной балетной тан-цевальности господствует во второй части Концерта, представляющей. яркое воплощение прокофьевского юмора. Функции концерта имеют непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от концертной деятельности социальный, общественно значимый эффект. Это целевые функции. Массовый праздник проводится только тогда, когда. Многожанровые концерты чаще всего называются. Наибольшую сложность представляют собой концерты. Наука о празднествах называется.

Вивальди. Инструментальные концерты

Расслабление: прослушивание классической музыки может быть отличным способом расслабиться и отдохнуть после долгого дня. Развлечения: эти концерты являются отличным развлечением и подходят для людей всех возрастов. Популярность ирландских музыкальных и танцевальных концертов от фонда Belcanto Foundation в последние годы росла. Многие москвичи ценят красоту этого вида искусства и наслаждаются уникальным сочетанием традиционной ирландской музыки и танца.

Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего.

Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность. Театрализованные — разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров.

Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал. Для лучшего понимания театрализованного концерта, следует понимать и значение понятия «театрализация». Театрализация — это прием, в основе которого лежит использование тех или других или всех вместе характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

Концерт-митинг — это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта — сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды.

К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни зонг-митинги. Концерт-интервью — представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта. Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность.

Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей. Моноконцерт — предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей. Концерт-реквием носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников например Великой Отечественной войны.

Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства. К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений. Ревю фр.

В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю — яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность.

Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье [8, c. Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры. Сегодня ученые и практики сходятся на том, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности - умственной, физической, нравственной, эстетической. Игра и искусство связаны неразрывно. История античной эстетики. В основе любой игры лежит инстинкт подражания, который человеку дала природа.

И это чрезвычайно важно, поскольку «…в подражательной игре дитя что-нибудь воспроизводит». Каптерев Избранные пед. Игра — это основной элемент театра. Возникнув на заре человеческой культуры от игр и обрядов первобытных народов, театральное искусство тесно приближено к ребячьему общению, к детской жизни. Человечество успешно использовало театр и театральные действа в целях образования и развития личности еще с античных времен. И общеизвестно, что театр как универсальная образовательная модель имеет свои специфические черты: 1. Эти истины являются фундаментальными для педагогики творчества.

О пользе приобщения детей к сценическому искусству написаны сотни книг, диссертаций. В последнее время появилось много разработок на тему внешкольного театрального образования детей. Но все они относятся к системе дополнительного образования. А что касается учебных программ и включения в них занятий сценическим искусством, то пока что в научно-педагогическом мире продолжаются дискуссии вокруг этой проблемы. И нескончаемо обсуждаются вопросы: «Какое место может и должен занимать театр в школе? В этой связи хочется еще раз воскликнуть: « Нет пророка в своем отечестве! Кабалевский, отстаивал свою концепцию эстетического воспитания детей и молодежи, призывал не решать за детей, что для них обязательно, а чему вообще можно не учиться.

Ведь учим же почему-то всех детей, и способных и не способных, физике, математике, биологии и другим наукам, не печалясь заранее о том, что не все они станут физиками, химиками и т. Мы учим их всех для того, чтобы они имели определенный багаж знаний, необходимый для того, чтобы считаться образованными людьми. Но почему же мы учим музыке, например малую часть детей, театру — еще меньшую часть ребят, а остальным вообще отказываем в развитии? А потом возмущаемся невежеством, бескультурием, нарастающем в обществе. Музыка, а тем более театр — это не только вид искусства, а и сокровища мировой культуры, область знаний мирового значения. И чем раньше мы к ним приобщим ребят, тем лучше. Почему пяти-семилетний малыш, играющий в шахматы, знающий созвездия, научные термины, владеющий порой, компьютерными навыками, не допускается взрослыми, к знаниям и пусть даже терминам театра?

Необразованность и невежество мы растим сами… Тысячу раз правы известные педагоги и ученые Никитины: «Трагедия в том, что мы опаздываем с началом развития. Лишив ребенка своевременного и полноценного развития в детском возрасте, мы обрекаем его на всю жизнь на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и на низкий конечный результат, а потом еще утверждаем: «Такой уж он уродился! Мы и наши дети и внуки. Конечно же нельзя отрицать, что в школах и центрах детского творчества есть довольно развитая сеть драматических студий и кружков. И все они, безусловно, делают большое дело, приносят и пользу, и огромную радость детям и их зрителям. Но нельзя самоуспокаиваться этим фактом, поскольку в драматические кружки и студии идут далеко не все ребята, а только те, кто сами этого захотели, кто уже почувствовал интерес к такому творчеству и в какой-то мере проявил свои способности. А как быть с теми, кто и сам еще не знает о своих возможных способностях, кто по разным причинам остался «за кадром» творческой работы?

Когда еще как не в детстве пробовать себя в разных ипостасях? Ведь способности раскрываются у людей очень по-разному: кто-то проявляет себя очень ярко и с раннего возраста, а в ком-то они могут «вызревать» дольше, но вырасти в нечто удивительное! Значит, для нас, взрослых, наиглавнейшей задачей является необходимость обеспечения всех детей равными условиями творческого развития изначально и максимально способствовать и раскрытию, и дальнейшему росту любых способностей. И вот наконец-то, пусть по международной программе, в некоторых школах занятия театральным творчеством введены в официальную школьную жизнь, «легализованы», стоят в расписании. Этот предмет вписывается в дневники с оценками, с заданиями — все почти, как и у других предметов. Но за этим «почти» скрывается поиск, проблемы, удачи и огорчения, заботы и радости. Но это уже плоды, пусть небольшого, но опыта, которым можно и поделиться… Но прежде, чем преподавание предмета стало систематическим и необходимым прошло три года.

Конечно же, на сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта.

Концерты принято подразделять на различные виды. Прежде всего, по их целевому назначению: Отчетные например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь , Конкурсные участие в смотре художественной самодеятельности , праздничные выступление в честь праздника, и в программе всего праздника , юбилейные юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т. Занимаясь подготовкой концерта, организатору важно посмотреть на него и с других позиций.

Концерты подразделяются и по месту постановки. Концерты подразделяются и по составу участников. В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители вместе с исполнителями-любителями.

Простота как высшая сложность

от итальянского «кончерто» - состязание, соревнование. Наибольшую. сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя, а в школе, чаще всего, в зале находятся дети и взрослые во время общих торжественных праздничных концертов. Это "синий боец", который делает предложение на концерте любимой группы. - Это девушки и парни, "жужжащие" в унисон под песню Жук. - Это незабываемые разговоры в перерыве между первой и второй частью концерта. Что же представлял собой в эпоху Вивальди сольный концерт, ставший, по словам одного исследователя, "ведущей формой инструментальной музыки позднего барокко"? По образцу 3-частной оперной "sinfonia" концерт состоял из двух быстрых частей и одной средней медленной. Это "синий боец", который делает предложение на концерте любимой группы. - Это девушки и парни, "жужжащие" в унисон под песню Жук. - Это незабываемые разговоры в перерыве между первой и второй частью концерта. Движение руки в позицию должно быть быстрым, но плавным, с помощью свободного движения большого пальца левой руки. Некоторую ритмическую сложность представляют три мотива, основанные на хроматическом движении.

Простота как высшая сложность

Опытные музыканты-духовики имеют в памяти своеобразный запас фрагментов оркестровых партий и solo, представляющих наибольшую сложность. Молодые оркестранты часто также выучивают оркестровые трудности наизусть. Концерты в досуговой практике принято подразделять на различные виды, прежде всего по их целевому назначению. Проведение концертов: техническая сторона вопроса. Организация концертов представляет собой сложный комплексный технический процесс, поскольку для качественного выступления необходимо обеспечить: постановку сцены и всех необходимых декораций. Концерты классической музыки всегда были популярным видом развлечения в Москве. В городе находятся одни из самых красивых концертных залов в мире, и он привлекает множество талантливых музыкантов со всего мира. Массовый праздник проводится только тогда, когда. Многожанровые концерты чаще всего называются. Наибольшую сложность представляют собой концерты. Наука о празднествах называется. Хоровой концерт – жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования. У Бортнянского, текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида.

Реферат: Видовое и жанровое разнообразие концертных программ

Организация концертов и вечеров отдыха Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории, например, в школьном зале, так как трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Концерты подразделяются и в зависимости от числа жанров.
Концерт - Concert - Концерты подразделяются и по месту постановки. стационарным (выступление на своей привычной сцене).
Что такое инструментальный концерт в музыке: подробное объяснение и примеры Эти концерты обычно состоят из нескольких частей – обычно 3, но может быть и больше. Каждая часть обычно имеет свое уникальное настроение и энергетику, что создает интерес и разнообразие в произведении.
Как составить сценарий концерта - Prazdnikson Взрослая аудитория более восприимчива и к глубинно-содержательным номерам, более терпима, не устает от продолжительного концерта. Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории.
ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТА. ВИДЫ КОНЦЕРТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ. При этом наибольшую сложность для осознания представляет именно ритмика. Одним из названий, придуманных журналистами для стиля Meshuggah, является mathmetal (mathematical metal) – "математический" металл.

Рок-колобок

одна из форм культурно-досуговой деятельности. Вместе с музыкантом Ефимом Шапиро мы разбираемся что представляют собой концерты Sofar Sounds: как и где они проходят? Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории. Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Однако все же эти примеры являются переходной формой от сонаты к концерту. Именно как жанр инструментальной музыки концерт сложился в творчестве Антонио Вивальди. У него концерт представлял собой трехчастный цикл «быстро-медленно-быстро». Смешанная аудитория представляют собой наибольшую сложность.

Технология организации концертной деятельности на открытой площадке

Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером?

Изысканная программа. В камерных концертах часто исполняются произведения классической музыки, которые отличаются своей изысканностью. В программе могут присутствовать как соло-исполнения, так и ансамбли, такие как квартеты, трио и др.

Кроме того, в камерные концерты также могут включаться произведения современных композиторов. Близость музыкантов и зрителей. В камерных концертах музыканты часто находятся в непосредственной близости от зрителей. Это позволяет зрителям лучше видеть и чувствовать эмоции исполнителей, а также участвовать практически в создании музыки. Близость музыкантов и зрителей создает особую взаимосвязь между ними и делает концертное исполнение более живым и подлинным. Богатство звучания.

Даже в маленьком зале камерные концерты могут производить потрясающе богатое и полное звучание. Благодаря интимной атмосфере и близости зрителей, музыка размещается вокруг них, создавая чувство окружающего звука. Это позволяет воспринимать музыку более глубоко и наслаждаться ее богатым звучанием. Большое внимание к деталям. В камерных концертах особое внимание уделяется деталям исполнения. Зрители имеют возможность заметить и оценить все нюансы и малейшие детали в музыке.

Музыканты, в свою очередь, могут выразительно передавать каждый акцент, фразу и эмоцию произведения. Все это создает уникальный опыт прослушивания музыки и делает камерные концерты особенными и неповторимыми. Музыкальные инструменты в камерном концерте Камерный концерт — это небольшой музыкальный спектакль, в котором основную роль играют различные музыкальные инструменты. В отличие от оркестровых концертов, где звучат множество инструментов одновременно, камерный концерт позволяет приглушить звук и позволить слушателям полностью насладиться каждым звуком. Основные инструменты, которые используются в камерном концерте: Скрипка — самый популярный инструмент в камерной музыке. Его звук отлично сопрягается с другими инструментами и голосом.

Альт — инструмент с диапазоном выше скрипки. Вместе со скрипкой создает глубокий и эмоциональный звук. Виолончель — инструмент с богатым и мощным звучанием. Он часто выступает как соло инструмент или в дуэте с фортепиано. Фортепиано — один из основных инструментов в камерной музыке.

Духовные и конструктивные основы византийской певческой системы 7. Дальнейшее развитие византийской певческой системы 8. Особенности богослужебного пения Западной Церкви 9.

Дальнейшие судьбы богослужебного пения на Западе 10. Происхождение и ранние формы богослужебного пения на Руси 11. О различении понятий богослужебного пения и музыки на Руси 12. Периодизация истории русского богослужебного пения и ее внутреннее обоснование 13. История текста богослужебных певческих книг 14. Древнерусская теория богослужебного пения 15. Знаменный распев 16. Путевой, демественный и большой знаменный распевы 17.

Строчное пение 18. Позднейшие распевы Русской Православной Церкви 19. Певческие коллективы и распевщики Древней Руси 20. Партесное пение 21. Богослужебное пение и композиторское творчество 22. Святейший Синод и богослужебное пение 23. Монастырское пение и монастырские распевы 24. Возрождение древнерусской теории 25.

Судьбы русского богослужебного пения в XX веке Список литературы Н. Богословские основы церковного пения В предлагаемом пособии рассмотрены: предыстория и история богослужебного пения от Ветхою Завета до наших дней, философски-музыкальные системы античного и византийского мира, особен ности и судьбы богослужебного пения на Западе, его происхождение и формы на Руси, композиторское творчество и, наконец, возрождение древнерусской певческой традиции в связи с естественным стремлением социально-культурных структур к воцерковлению, что немыслимо вне конкретного восстановления самой идеи православной общины. Пособие предназначено для слушателей духовных шкал и всех, интересующихся историей церковной музыки. Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программе Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей. Круглым столом разработан ряд проектов, к числу которых принадлежит и предложенная Учебным комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви программа подготовки и издания учебно-богословской литературы для духовных школ. Представляемое учебное пособие является одним из первых, издаваемых Круглым столом по этой программе. Введение Предлагаемое учебное пособие имеет ряд особенностей, связанных со спецификой учебного процесса Московской Духовной Академии, и для того чтобы облегчить усвоение излагаемого материала учащимися других духовных школ, нужно сразу же оговорить некоторые исходные принципы данной исторической концепции и сделать ряд методических указаний. Богослужебное пение здесь будет рассматриваться как мелодическое отражение Божественного Порядка, наивысшим тварным проявлением которого является устройство небесной ангельской иерархии.

Понимаемое таким образом богослужебное пение представляет собой некий мелодический чин, или порядок, рождаемый чином, или порядком, праведной богоугодной жизни, первоисточником которой, в свою очередь, является созерцание Божественного Порядка, осуществляемое в процессе аскетического подвига. Правильный мелодический чин, правильная жизнь, созерцание Божественного Порядка образуют нерасторжимую трисоставность богослужебного пения, отражающую трисоставность строения человека, состоящего из тела, души и духа. Под телом богослужебного пения далее будут подразумеваться конкретные мелодии богослужебных песнопений, а точнее — вся сумма этих мелодий; под душой будет подразумеваться Устав, или Типикон, не только организующий всю жизнь христианина, но и указывающий место и время исполнения каждой конкретной мелодии в богослужении; под духом, наконец, будет подразумеваться аскетический подвиг, венцом которого является стяжание Божественного Порядка, или обожение, а результатом — праведный чин жизни, порождающий правильное пение. Любой факт, относящийся к области богослужебного пения, может быть правильно понят тогда — и только тогда, — когда он рассмотрен с точки зрения каждого из трех вышеперечисленных уровней. Отсюда проистекает необходимость трехступенчатости анализа и описания богослужебного пения. Другой особенностью данного учебного пособия является то, что богослужебное пение рассматривается в нем не как искусство, но как аскетическая дисциплина, в чем коренится его принципиальное отличие от музыки, которая представляет собой именно искусство. Таким образом, проводится четкая грань между богослужебным пением как аскетической дисциплиной и музыкой как видом искусства. Приступая к изучению истории богослужебного пения Православной Церкви, необходимо осознать разницу между историей богослужебного пения и историей музыки.

Прежде всего, богослужебное пение и музыка различны по своему происхождению. История богослужебного пения начинается на Небе, ибо впервые хвалебная песнь Богу была воспета бесплотными силами небесными, образующими собой мир невидимый и духовный, сотворенный Господом прежде мира видимого и вещественного. Таким образом, начало богослужебного пения лежит за пределами земной истории и за пределами истории видимого мира вообще. Песнь эта, воспетая в момент творения, продолжает быть воспеваема и будет воспеваться вечно святыми ангелами, однако человек, извративший преступлением заповеди свою первоначальную природу и впавший во власть греха, тления и смерти, не в состоянии более слышать это пение и быть ему причастным. Только в исключительные моменты отдельные избранники Божии обретали дар слышать пение ангелов. Священное Писание упоминает святого пророка Исайю, слышавшего серафическую песнь; вифлеемских пастырей, видевших воинство небесное, благовествующее Рождество Христово; святого Иоанна Богослова, сподобившегося откровения высочайших тайн на острове Патмос. Свидетельства о слышании ангельского пения отдельными угодниками можно найти также и в церковном предании. В отличие от богослужебного пения, небесное происхождение которого лежит за пределами мировой истории, история музыки начинается на Земле в конкретный исторический момент, ибо изобретение, или открытие, музыки Священное Писание связывает с одним из потомков Каина — Иувалом, называя его «отцом всех играющих на гуслях и свирелях».

Связывая появление музыки с конкретным лицом, Священное Писание не только указывает определенный момент в истории человечества, до которого музыки не было и с которого она начинает свое существование, но и координирует этот момент с другими историческими событиями. Так, согласно Священному Писанию , музыка появляется на исторической арене одновременно с зарождением ремесел, с началом обработки железа и одомашнивания животных, то есть в момент формирования основ материальной цивилизации и начала активного освоения внешнего мира. Развитие же цивилизации и освоение мира сопровождаются накоплением зла, насилия и несправедливости, о чем свидетельствует песнь отца Иувала — Ламеха, убившего человека за нанесенную рану и отрока за удар. Происходя из столь разных областей бытия, богослужебное пение и музыка и причины своего существования имеют различные. Причиной пения ангелов является непосредственное созерцание ими Славы Пресвятой Троицы, побуждающее их к непрестанному восхвалению Господа и вызывающее в них неудержимое желание сообщения благодатных даров этого созерцания всей твари. Природа ангельского пения может быть уподоблена природе отражения. Ангелы, являющиеся «вторыми светами», не поглощают собою эгоистично Божественный Свет, исходящий от Света Перваго, но подобно зеркалам отражают этот Свет вовне, освещая все вокруг. Точно так же и преисбытствующая благодать, изливающаяся на ангелов от Престола Божия, не удерживается ими, но по любви и снисхождению их продолжает изливаться чрез них на всю тварь в виде ангельского пения или благовествования.

Если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати, последовавшей сразу же за грехопадением. Падший человек, очутившийся в мире, вовлеченном в его падение и извращенном его преступлением, начал испытывать не только телесный голод и телесную нужду, но в еще большей степени голод духовный, вызванный утратой богообщения, лишением благодатных даров, присущих ему до грехопадения, и невозможностью быть более причастным райским блаженствам. И подобно тому как для утоления телесного голода человеком были придуманы орудия охоты и земледелия, при помощи которых добывалась пища телесная, так и для утоления голода духовного придуманы были музыкальные инструменты, с помощью которых можно было извлекать музыкальные звуки, служащие пищей душевной. Музыкальные звуки, возбуждая особым образом душу человека, способны приводить ее в некое возвышенное и приятное расположение, напоминающее райское блаженное состояние и в какой-то мере восполняющее его отсутствие, на краткое время позволяя забыть ей о тяжких заботах мира. Таким образом, музыка, являющаяся неким заменителем или эрзацем нетленной райской пищи, могла возникнуть и стать необходимой только в результате утраты человеком райского блаженства вообще и способности слышания пения ангелов в частности. Естественно, что столь противоположные явления, как богослужебное пение и музыка, не могут иметь единой истории и развиваются отдельными, самостоятельными путями, то соприкасаясь друг с другом, то расходясь и существуя независимо одно от другого. Эта разница порождает различия в периодизации истории богослужебного пения и истории музыки. Говоря об истории богослужебного пения, следует помнить, что существует небесное богослужебное пение, или пение ангельское, воспетое до сотворения видимого мира и продолжающее быть воспеваемо в вечности, и земное богослужебное пение, являющееся образом пения ангельского.

Небесное пение как пение предмирное и вечное не имеет истории в полном смысле этого слова. Земное богослужебное пение имеет свою историю, и история эта может быть поделена на три основных периода. Первый период — от грехопадения до Моисея — характеризуется тем, что богослужебного пения не существовало на Земле как самостоятельной мелодической системы, и в то время, когда музыка активно участвовала в служении языческим богам, служение Истинному Богу обходилось без пения. Второй период — от Моисея до Рождества Христова — период ветхозаветного богослужебного пения, характерен тем, что музыка, служившая ранее языческим богам, была допущена до служения Истинному Богу. Начало третьему периоду положило Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, «принесшего на землю небесную ангельскую песнь», в результате чего человек, облекшийся во Христа, ставший «новой тварью», воспел «песнь новую», предреченную святым пророком Давидом. Это и есть период новозаветного пения, в который богослужебное пение, отделившееся от музыки, выкристаллизовалось в самостоятельную певческую систему и поистине уподобилось ангельскому пению. В историческом становлении музыки можно выделить четыре основных этапа: магический, мистический, этический и эстетический. Каждый из этапов определяется спецификой воздействия звука на сознание человека.

Первый — магический, характеризуется использованием экстатической природы музыкального звука, способной приводить сознание человека в особые состояния транса или экстаза. Этот наиболее древний музыкальный пласт дожил до наших дней и существует сейчас в практике современного шаманизма Второй этап — мистический, характеризуется тем, что различные компоненты музыкальной ткани: соотношение тонов, пропорции интервалов и т. Именно с таким пониманием музыки мы встречаемся у жрецов вавилонских и древнеегипетских святилищ. Третий этап — этический,— рассматривающий музыку как некую гимнастику души, развивающую в человеке этическое, нравственное начало и воспитывающую в нем истинного гражданина, нашел наиболее яркое выражение в деятельности древнегреческих философов. Наконец, четвертый — эстетический этап развития музыки, характерен для заката различных культур, когда забывается великое религиозное и мистическое предназначение музыки и музыка воспринимается всего лишь как искусство, предназначенное доставлять эстетическое наслаждение. Разумеется, перечисленные этапы представляют собой лишь упрощенную схему, и в реальной истории все обстоит гораздо сложнее, хотя бы потому, что при известных условиях эти этапы могут быть перемешаны между собой и существовать одновременно. Однако знание их необходимо как для правильной ориентации в историческом процессе, так и для умения отличать историю музыки от истории богослужебного пения. Предыстория богослужебного пения Земная история богослужебного пения и история музыки берут свое начало от двух родственных групп людей: от потомков Сифа — сифитов и от потомков Каина — каинитов.

Путь сифитов и путь каинитов — это разные реакции человеческого сознания на грехопадение и изгнание из рая. Желание вновь обрести утраченное блаженное райское состояние стало основным и всепоглощающим желанием всего человеческого существа, однако практическое осуществление этого желания было разным. Сифиты пошли по пути призвания имени Господа, то есть по пути попытки личного примирения с Богом и покаяния перед Ним в надежде получить когда-нибудь прощение и возвращение утраченного состояния. Каиниты пошли окольным путем и попытались «воссоздать» само райское блаженное состояние земными средствами, «устроиться на земле без Бога», следуя примеру своего прародителя Каина, который после убийства Авеля «пошел от лица Господня», построил первый город и заложил основание материальной цивилизации. Призывание имени Господа, начатое согласно Священному Писанию при Еносе, некоторыми отцами понимается как начало торжественного общественного служения, другими же толкуется как начало внутреннего сосредоточенного памятования о Боге или как стяжание умного вопля сердца. Как в том, так и в другом случае необходимо отвлечение внимания от всего земного и мирского и сосредоточение его на Небесном и Божественном. Подобная отрешенность и сосредоточенность немыслимы без особой душевной тишины, рождающейся из тишины физической, когда смолкает все мирское и материальное и все внутренние силы устремлены к Богу. Вот почему тишина души, или особое душевное молчание, есть начало богослужебного пения.

И именно этот факт подчеркивает Священное Писание, не сообщая ничего о каких-либо песнопениях или молитвах, сопровождающих жертвоприношения патриархов, вплоть до времени Авраама, Исаака и Иакова, и вместе с тем приводя текст воинственного и жестокого песнопения Ламеха, являвшегося, очевидно, первым музыкально-поэтическим произведением в истории человечества. Таким образом, если музыка начинается с шума или физического звукоизвлечения, то богослужебное пение начинается с духовной тишины, и путь к достижению богослужебного пения лежит через «молчание мира», которое прообразуется в историческом периоде «немоты», простирающемся от изгнания из рая до песнопения, воспетого Моисеем при переходе через Чермное море, и которое окончательно воплощается в безмолвствующем сердце православного подвижника. И если, следуя Блаженному Августину , рассматривать историю человечества как созидание двух градов — небесного и земного, можно утверждать: если в основе града земного лежит звук, в основе небесного града лежит тишина, молчание, или «исихия». Телесность музыки подчеркивают уже сами слова и термины, ее обозначающие. Так, древнеегипетское слово «петь» буквально обозначало «производить рукой музыку» и записывалось иероглифом в виде схематического изображения предплечья и кисти руки. Древнегреческие определения стихотворных ударений «арсис» и «тезис» происходили от движения ноги и обусловливались изначальным синкретизмом музыки, слова и телесного движения. Этим же обусловливается и русский термин «стопа», обозначающий повторяющуюся единицу стиха. Все это указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате физических мускульных усилий.

Для облегчения этого добывания и были придуманы специальные орудия — музыкальные инструменты. Если для добычи физической, телесной пищи употреблялись орудия земледелия и охоты, то для добывания пищи душевной были изобретены орудия музыкальные. И подобно тому как телесная пища утоляла телесный голод, так и музыкальные звуки утоляли голод души, мучимой утратой райского блаженства. Добытые в результате физических усилий с помощью специальных инструментов, музыкальные звуки особым образом воздействовали на душу человека, приводя ее в состояние транса или экстаза, как бы восхищающего всего человека из действительности, пораженной его грехом. Это возбуждение бестелесного, душевного начала с помощью начала материального и с помощью физических усилий роднит музыкальную стихию со стихией наркотических и опьяняющих веществ, ибо и там и здесь душа возбуждается различными физическими действиями и образованиями. С особой силой это единство проявляется в древнеиндийском культе Сомы и в древнегреческом культе Вакха — Диониса, в которых пение, танец и опьянение являются необходимыми составляющими состояния экстаза. Душа как бы опьяняется музыкальными звуками и в этом опьянении получает некие «сверхсилы». Человек начинает ощущать себя бессмертным, чувствовать в себе способности к общению с высшими силами, а также способности к магической власти над стихиями вселенной.

Эта магическо-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых Священное Писание называет «сильными, издревле славными людьми», прибавляя, что «все мысли и помышления их были зло во всякое время». Таким образом можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека. Истребив развращенное человечество потопом, Господь заключил завет с Ноем, а через него «и со всякою душею живою», видимым знаком чего стала радуга. В радуге помимо всего прочего заключено скрытое указание на путь познания Бога через познание мирового порядка, ибо радуга являет собою некое изображение этого порядка. Спектр цветов радуги стал прототипом музыкального звукоряда, в котором семь видимых цветов радуги соответствуют семи ступеням звукоряда. Осознание, или завоевание сознанием, принципа звукоряда означало упорядочивание музыкальной стихии, переход от магического и экстатического понимания музыки к пониманию мистическому и математическому. В радуге заложено также и этическое пони мание музыки, ибо познание мирового порядка порождает в человеке желание подражать этому порядку, что воплощается в упорядочивании жизни человека и координации этой жизни с общим порядком. В радуге же заложено, наконец, и эстетическое понимание музыки, ибо когда человек забывает о мистическом и этическом смыслах радуги, он начинает воспринимать ее просто как красивое явление.

Таким образом, различные понимания смысла радуги являются прототипами различных этапов истории музыки древнего языческого мира. Знание характера этой музыки необходимо для лучшего понимания ветхозаветного богослужебного пения, имеющего множество общих черт с ней. А какой именно была эта музыка, можно узнать, изучая памятники Вавилона, Древнего Египта, а также опираясь на данные археологии, изучающей другие древние цивилизации. Первое, что следует отметить, обобщая эти сведения, это то выдающееся место, которое занимала музыка в жизни человечества того времени. Храмовые певцы и музыканты пользовались огромным почетом, занимая в государственной иерархической лестнице места, следующие непосредственно за богами и царями, и превосходили по рангу всех прочих государственных чиновников. Имена выдающихся музыкантов, выбитые в камне, оставались на века. В правление ассирийского царя Тиглатпалассара I ок. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утро и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество.

Музыка была призвана «будить» богов, а также возбуждать экстаз верующих и экзальтацию жрецов при помощи своей волшебной и чудодейственной силы. В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя освобождали умерших на некоторое время от власти подземных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым. Пением и инструментальным звучанием призывались к жизни богини весны: у греков — Персефона, у фригийцев — Аттис, у индусов — Сита, у вавилонян — Иштар. Таким образом, музыка являлась магическим мостом, соединяющим человека с богами и с бессмертием. Особое место в музыкальных культурах Древнего Востока приобретает символика чисел. Так, китайская цитра чин имела в длину 3,66 фута по аналогии с 366 днями года, ее пять струн находились в соответствии с числом стихий; выпуклая дека символизировала небесный свод, плоское основание — землю и т. Подобные же символы можно встретить и в Греции: четыре стерженька систра соответствовали четырем стихиям, семь октавных тонов — семи дням недели и семи планетам. Вавилоняне уподобляли соотношение весны и осени — кварте, весны и зимы — квинте, весны и лета — октаве.

Особое значение имели числа пять и семь. Пять — число чувств человека и основных сил, образующих мировую душу; это число символизировало силу и здоровье, оно исцеляло от болезней. Семь — число священное, символизирующее совершенство и чистоту; это число планет; в честь него установлена семидневная неделя, заканчивающаяся шабашем то есть субботой. Число музыкантов при храмах в Вавилоне первоначально было равно семи, позже это число увеличилось, но всегда оставалось кратным семи. Таким образом, как более архаическая пятиступенная система, так и употребляемая в настоящее время семиступенная коренятся в мистических и астрологических представлениях Древнего Востока. Представления же эти опираются на музыкальную практику, рассматривающую музыку как средство мистического постижения законов вселенной и тайн творения. Сама музыка стран Древнего Востока, очевидно, изобиловала элементами виртуозного орнаментирования, расцвечивания переходящих из поколения в поколение мелодико-ритмических формул, систематически применяемых в связи с определенной ситуацией и закрепленных за определенным текстом. Этот принцип музицирования, распространенный по всему Востоку и называемый то «номом», то «макомом», то «рагой», лег позже в основу и православного распева.

По некоторым изображениям можно судить даже об исполнительской манере. Так, древнеегипетские изображения певцов позволяют судить о манере вокального исполнения. Закрытые глаза, наморщенный нос, напряженные мышцы рта и вытянутая шея — все это указывает на резкую гнусавость — манеру, считающуюся в современной европейской практике антихудожественной, но широко распространенной на Востоке и по сей день. Еще одной особенностью музыки Древнего Востока является уже упоминаемая ее связь с жестом и вообще с телесным движением. На египетских барельефах третьего тысячелетия до н. Хейрономия выполняла роль некоего «воздушного» нотного письма, объединяя и направляя исполнителей. Эта взаимообусловленность жеста и звукоизвлечения коренится в самой глубинной и изначальной сущности музыкальной стихии, обнаруживая ее телесную природу и выражаясь в неразрывном единстве ритуальной музыки с ритуальным танцем и ритуальным шествием, ибо служение богам — это не только пение, но и танец, примером чего может служить священный танец египетского фараона перед богиней Гатор, быть может послуживший примером для царя Давида, танцующего перед ковчегом Завета.

Прежде всего, по их целевому назначению: Отчетные например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь , Конкурсные участие в смотре художественной самодеятельности , праздничные выступление в честь праздника, и в программе всего праздника , юбилейные юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т. Занимаясь подготовкой концерта, организатору важно посмотреть на него и с других позиций. Концерты подразделяются и по месту постановки.

Концерты подразделяются и по составу участников. В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители вместе с исполнителями-любителями. В зависимости от числа участников концерты подразделяются на: сольные выступления одного исполнителя , групповые выступления группы исполнителей - ансамбль, коллектив и т. Концерты подразделяются и по составу аудитории, для которой они проводятся. На практике чаще всего встречаются три таких вида: концерты для взрослой аудитории, для детской аудитории и для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют. Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстро устают. С детской аудиторией важно очень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку, дети любят зрелищность, они против монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров. Взрослая аудитория более восприимчива и к глубинно-содержательным номерам, более терпима, не устает от продолжительного концерта. Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории.

Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, разный уровень социальной зрелости, отношении к жизни, разный уровень культуры, разные возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера. Организатору важно видеть и то, каким по содержанию является концерт, который он готовит. По содержанию концерты бывают: тематические посвященные одной теме политемные с разными тематическими блоками и направлениями. Тематические концерты в свою очередь, подразделяются на сюжетные и бессюжетные. В сюжетном концерте все номера подчинены единому сюжетному ходу, а в бессюжетном - номера подаются по другим замыслам и мотивам организатора. Концерты подразделяются и в зависимости от числа жанров известны жанровые концерты литературные или только лишь хореография: музыкальные концерты многожанровые которые чаще всего даются сборными. В сборном концерте встречаются разные исполнители, разные жанры: песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий