70-летие Победы

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством музыки

В связи с ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям. И родной дом, двор и детский сад и родная природа – всё это Родина. Богатейшим полем для развития нравственно – патриотических чувств ребенка является музыка!

Мы много внимания уделяем умственному развитию. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Хуже обстоит дело с нравственно – патриотическим воспитанием. «Опасность не в том, - писал украинский специалист по кибернетике Суворов, - что машины начнут думать по –человечески, а в том, что человек начнет думать, как машина». Если у ребёнка не развивать эмоциональную сферу, он превратится в робота, перестанет мечтать, любить и сопереживать.
Выдающийся педагог Сухомлинский, опрашивая детей в колонии, обратил внимание, что они в подавляющем большинстве своем, не любили серьёзной музыки. И это не случайно. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно – эмоциональной сферы.
Слушая классическую музыку, дети учатся доброте, душевной тонкости. О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственно – патриотических качеств человека, знали еще древние. Пифагорцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов, силой, которая очищает, облагораживает душу человека.
Мысль Платонаразвил Аристотель: «Что музыка влияет на моральные качества: песни Олимпа наполняли душу энтузиазмом.
Большое значение правильному музыкальному воспитанию предавали и в Древнем Китае. В представлении Древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации.
Музыка не только помогает воспитанию чуткости, но и развивает мужские качества: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из мужественной души». В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной на человека.
В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная».
Большое место музыка занимала в жизни многих великих людей. Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило: ежедневно читать стихи и слушать музыку».
И. С. Тургенев «Редко, что может заставить меня плакать. Ещё иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу».
Работая по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду, я не оставляю без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими русскими и зарубежными классиками. Прекрасный материал для детского слушания разработан О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры. Дети знакомятся с произведениями П.И. Чайковского, Прокофьева, Свиридова, Кабылевского, Шумана, Шопена, Баха, Моцарта, Бетховена, Грига, Глинки, Вивальди, Сен – Санса.
Чтобы музыка воспринималась глубже, стала чем – то ярким и близким, надо попытаться перенести её в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребенка. Такая среда – мультфильм. Один из авторов долгое время работавший преподавателем музыки в Германии, был буквально потрясён, что его ученики 6 – 7 лет знают огромное количество известных классических мелодий и с удовольствием напевают их, как самые любимые. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах серии «Маленькие Эйнштейны», которые часто показывают по немецкому телевидению.
В нашей стране тоже есть такие шедевры, но к сожалению, они не пользуются такой популярностью. К ним относятся: - «Щелкунчик» с музыкой Чайковского;
- «Танцы кукол», муз. Шостаковича;
- «Прогулка», муз. С. Прокофьева;
- «Времена года», Чайковского;
- «Камаринская», Глинки;
- «Гномы и горный король», Э. Грига;
- «Тайна запечного сверчка», Моцарта;
- «Весенние мелодии», Чайковского;
В нашем детском саду со стороны педагогов отводится немало времени на нравственно – патриотическое воспитание. Но главный выходи показательный момент привлечения ребенка к патриотизму является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к нравственно – патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День победы, 23 февраля – День защитников Отечества, 11 октября – День Башкирии. Осенние, весенние праздники, через которые детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения «Масленица», «Святки».
В работе используем народные песни, пляски, хороводы. На музыкальных занятиях знакомим детей с народными музыкальными инструментами. Совместно с воспитателями слушаем и поем такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Играем на народных инструментах: «Ах вы, сени», «Барыня». Водим хороводы. Играем в игры разных народов, проживающих в Башкортостане. Исполняем народные национальные танцы: Русский, Башкирский, Украинский, Грузинский, Еврейский.
Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиг во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «День победы», «Будем солдатами», «Буду военным», «Будем Родине служить» Шестаков, «Бравые солдаты» Филипенко и т.д. Слушаем гимн РФ, Гимн РБ.
Большую помощь в организации праздников оказывают наши родители. Они помогают готовить костюмы и атрибуты, закрепляют разученный материал, с удовольствием присутствуют на праздниках, являясь их активными участниками. Совместно с ними через музыкальную деятельность мы решаем задачи по нравственно – патриотическому воспитанию. А задача состоит не в том, чтобы воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего благородного человека!

Для слабовидящих

Найти

Статистика

Посетители
113
Материалы
221
Количество просмотров материалов
536839

Телефон доверия

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте