70-летие Победы

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).


В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрешительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духовного инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрация человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворительностью его желания.

Как правило, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи.
Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слушают. Постарайтесь выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играйте в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребенок может присоединиться к вам и только потом – попытаться исполнить мелодию самостоятельно.
Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, чувство ритма, и т.п.) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.

Рекомендации родителям (по В.М. Бехтереву)

– Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
– Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие слухи, хаотическая речь и т.д.).
– Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.
– Учите детей ориентироваться в ритме.
– Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.
Предлагаем вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.
Влияние музыки
на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрешительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духовного инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрация человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворительностью его желания.

Как правило, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи.
Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слушают. Постарайтесь выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играйте в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребенок может присоединиться к вам и только потом – попытаться исполнить мелодию самостоятельно.
Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, чувство ритма, и т.п.) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.

Рекомендации родителям (по В.М. Бехтереву)

– Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
– Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие слухи, хаотическая речь и т.д.).
– Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.
– Учите детей ориентироваться в ритме.
– Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.
Предлагаем вам стихи-песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.

ДОЖДИК

ЗАЙЧИК

 

Г. Бойко

Как-кап, тук-тук, –
Дождик по дорожке!
Выбежали дети,
Ловят капли эти,
Выставив ладошки.

Ушки длинны, куцый хвост,
Небольшой у зайки рост.
В огороде побывал,
Там капусты пожевал.
Длинноногий, скок да скок!
Мы за ним – он наутек!

 

1. Раннее проявление музыкальных развитие ребенка как можно раньше.
2. Не расстраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных – значит, задачей взрослого является устранение нежелательного «тормоза».
4. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку «путеводную нить» к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте – в памяти – те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
5. Не говорите, что у вас «немузыкальный ребенок», если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.

1. Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
2. Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
3. Исполните песню «по ролям»:
 сначала поет голосок, а ладошки отдыхают;
 голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни;
4. Попросите малыша «спеть» песенку ладошками.

Игра «ПОЗДРАВЛЕНИЕ»

Цели. Развивать логическое мышление. Воспитывать у детей желание сделать приятное имениннику, а у именинника – потребность подарить ребятам на память о своем дне рождения небольшой сувенир.
Оборудование. Стол, на котором разложены приготовленные именинником сувениры: игрушки из киндер-сюрпризов, книжки-малышки, детские блокнотики и т.д.
Содержание игры. На столе лежат угощения и сувениры. Чтобы получить их, каждому ребенку необходимо «заплатить» имениннику поздравлением или пожеланием.

Игра «МОЯ ИГРУШКА»

Цели. Учить детей соревноваться в команде, выполнять движения под музыку. Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к имениннику.
Оборудование. Игрушки-самоделки (оригами), заранее сделанные детьми.
Содержание игры. Игра проводится между двумя командами. Напротив каждого второго ребенка (через одного) на полу разложены самодельные игрушки. Звучит музыка, дети повторяют движения за ведущим. По окончании музыки они должны взять по одной поделке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество игрушек. По окончании игры дети дарят свои игрушки имениннику.

Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»

Цели. Создать радостное настроение. Приучать детей уважительно относиться к имениннику. Воспитывать в них желание сделать ему приятное. Воспитывать культуру общения.
Оборудование. Празднично накрытый стол (красивая скатерть, цветы, чашки, тарелки, салфетки, пирог, фрукты, сладости, чайные ложки).
Содержание игры. Игра проходит за празднично накрытым столом, в центре которого стоит пирог «Дружная семейка» (пирог состоит из маленьких шариков по количеству детей. В каждом шарике находится завернутый в фольгу сюрприз в виде поздравления или мелкой игрушки). Каждый ребенок берет свою часть пирога и находит в ней сюрприз, который он дарит имениннику.

Игра «ХОККЕЙ»

Цели. Учить детей выполнять движения в соответствии с заданием. Развивать внимание.
Содержание игры. Ведущий дает команды: «Ура!», «Шайба!», «Гол!». На каждую команду дети должны выполнять руками определенные действия: «Ура! – поднять руки вверх; «Шайба!» – помахать руками; «Гол!» – аплодировать. Ведущий нарочно путает игроков. Кто ошибается, выбывает из игры. Ведущим может быть именинник.

Игра «ЗАМОЧЕК–КЛЮЧИК»

Цели. Учить детей двигаться в коллективе, быстро реагировать на смену музыки. Развивать внимание.
Оборудование. Картинки с изображениями ключика и замочка.
Содержание игры. Когда ведущий произносит слово «замочек» или показывает соответствующую картинку, все ребята садятся. Когда говорит слово «ключик», – крутятся вокруг себя. Игра идет в быстром темпе, ведущий специально путает ребят. Кто ошибается, выходит из круга, и игра продолжается дальше. Ведущим может быть именинник.

Для слабовидящих

Найти

Статистика

Посетители
112
Материалы
221
Количество просмотров материалов
530685

Телефон доверия

Сейчас на сайте

Сейчас 59 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте